Рецензия на фильм “Край”

30.08.2012


 (280x400, 53Kb)
Что русскому хорошо, то и немцу хорошо...

Российский режиссер Алексей Учитель снял фильм "Край", который недавно появился в широком прокате. Картина была неоднозначно воспринята критиками, хотя и представлена от России в номинации "Лучший иностранный фильм" самой престижной кинопремии "Оскар".

Во-первых, хочется заметить, что исторических сведений о поселке Край, по-видимому, нет, а значит, это вымышленный населенный пункт. Название его не случайно, ведь авторам нужно было как-то обозначить отдаленность данного места. "Дальше ничего нет", - неоднократно говорят герои фильма. Интересны также два факта: дед актера, сыгравшего главную роль - Владимира Машкова - был машинистом паровоза, а при подготовке картины существовало 109 вариантов сценария.

Итоговый вариант картины, на первый взгляд, получился очень даже неплохой кинолентой. Но обо всем по порядку. Вначале складывается неоднозначное впечатление о том, что сюжет будет скучным и непонятным. Тем не менее, когда проходит "раскачка", становится ясным, что фильм перед нами серьезный и непростой.

Не стоит подробно останавливаться на сценарии, чтобы читателям было интересно посмотреть картину самим, поэтому ограничимся лишь тем, что укажем место действия, условия и исходные действия. Игнат (герой Владимира Машкова) приезжает в сибирский поселок Край, где трудятся в послевоенные годы предатели Родины. Игнат - бывший фронтовик и испытывает страсть к паровозам. В Сибири контуженного машиниста ждет целая вереница приключений.

Рассматривая игру актеров, стоит отдельно остановиться на главной роли. Владимир Машков прекрасно вжился в этот образ отчаянного машиниста. по словам самого актера, он в буквальном смысле слова прожил год в паровозе. Картину снимали долгое время, поэтому неудивительно, что Машков изучил все тонкости, и это видно на экране. Одному из лучших российских актеров удалось передать не только профессиональные тонкости, но и человеческие черты, жизненные переживания фронтовика, соскучившегося по мирной жизни, и отчаянного человеколюба.

Напротив, признаками мизантропии наделен герой Сергея Гармаша - представителя власти, который приезжает в Край, и, узнав, что в поселке есть немка и мальчик, отцом которого является немец, решает увезти их с собой, дабы затем, видимо, избавиться от них. Этот беспощадный представитель власти даже убивает мать, отчаянно бросившуюся спасать свое дитя.

Что касается местного руководителя господина Колыванова, то этот однорукий начальник отличается нерешительностью и беспомощностью. Он то и дело уповает на некого Фишмана, который должен приехать и разобраться со всеми по-настоящему. На самом же деле оказывается, что "Фишман" - это название паровоза.

Две основные женские роли в фильме сыграли в общем-то неизвестные актрисы Аньорка Штрехель (Эльза) и Юлия Пересильд (Софья). Надо сказать, что передать характеры девушкам удалось, а это является главным показателем в фильме такого жанра. Удивительно, но по ходу фильма возникает больше противопоставлений Игнат - Софья, нежели Софья - Эльза. И это неспроста.

Главная идея фильма - это то, что вне зависимости от национальности каждый человек является Человеком, личностью. Фильм Алексея Учителя нивелирует и опровергает пословицу "Что русскому хорошо, то немцу смерть". Моралью фильма, пожалуй, является фраза "Что русскому хорошо, то и немцу хорошо". Когда Игнат, починив немецкий паровоз, просит рабочих выпить за новую машину, все только негодуют и отказываются поддержать его. С ним рядом оказывается лишь "немчура" (как ее неоднократно называют в фильме) Эльза. Игнату неважно, что паровоз немецкий. Если он выжимает 75 км/ч, то неважно, в какой стране он был произведен.

На фоне неплохой геополитической дружбы между немецким и российским государствами в современном мире данная картина выглядит хорошим жестом в направлении укрепления взаимоотношений этих двух стран.

В фильме много трогательных и сентименатльных моментов, которые, по большому счету, хоть и возникают на ровном месте, но все же обусловлены мрачноватой атмосферой происходящего и серьезностью затронутой режиссером темы.

Не совсем понятным осталось, почему в картине так много внимания уделено медведю. Да, он является неким символом благополучия Края, но все-таки видимо режиссер переборщил с этим образом.

Среди недочетов можно также отметить встречающиеся нецензурные выражения, хотя по большому счету без них не обходится серьезное кино. Много в фильме и мордобоя. Не в привычном образе, а в несколько смешном. Дело в том, что герой Машкова при первой возможности применяет силу кулака к несогласным с ним. Это выглядит довольно юмористично.

С улыбкой на лице приходится наблюдать сцены гонок на паровозах. Такой элемент экшна едва увидишь в другом кино. Особенно нелепо выглядит одна из финальных сцен, когда вслед за двумя соревнующимися паровозами едет третий с львиной долей рабочих Края и медвежьей шкурой впереди. Видимо, в таком фильме упор необходимо было сделать не столько на юмор, сколько на сарказм, как это было в итальянской картине "Жизнь прекрасна" или в "Предстоянии" Михалкова.

Вместе с тем, картина состоялась, и ее дальнейший успех во многом зависит от того, как ее примут на Западе. Как уже было отмечено, в России и на постсоветском пространстве фильм был оценен неоднозначно, что ни в коей мере не дает повод говорить о том, что на киноленту обрушится масса критики за бугром.

Можно однозначно утверждать, что Владимир Машков действительно является одним из наилучших российских актеров. Неоспоримо также то, что фильм "Край" вполне оправданно выдвинут Россией на соискание кинопремии "Оскар".

Сергей Олейник