о многоженстве и разводе

30.08.2012


В коранических предписаниях относительно семейного права заслуживает внимания и рассмотрения вопрос о многожёнстве.

Многожёнство, как форма семейно-брачных отношений, возникло в результате определённого образа жизни общества, сложившегося количественного соотношения мужчин и женщин, социально-экономических условий, культуры и традиций. Известно, что многожёнство имело место еще в древнейшие времена у различных народов – вавилонян, египтян, афинян, индийцев, иранцев, тюрков, славян, германцев и англосаксов. В то время мужчина мог иметь любое количество жён, легко разводился с ними и не нёс никакой ответственности за судьбу бывшей жены и потомства. В этом случае, прежде всего, страдала женщина, вынужденная брать на себя заботу о семье и детях.

В условиях неограниченной полигамии было ниспослано Веление Всевышнего, запрещающее мужчинам иметь более четырёх жён. В Коране сказано (смысл): «А если вы боитесь, что не будете справедливы с сиротами, то женитесь на тех женщинах, что приятны вам – и двух, и трёх, и четырёх. А если боитесь, что не будете справедливы, то на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы. Это – ближе, чтобы не уклониться» (сура «Ниса», аят 3).

Следует обратить внимание на то, что женитьба на четырёх женщинах не является установкой Корана, а дозволением, обусловленным наличием веских причин, при условии соблюдения справедливого и одинакового отношения ко всем жёнам. А поскольку соблюдать эти условия достаточно трудно, то на практике очень немногие мусульмане имеют более одной жены.

Многожёнство накладывает сложнейшее обязательство по поддержанию справедливого отношения ко всем жёнам, и Всевышний предупреждает о трудности его соблюдения (смысл): «И никогда вы не в состоянии быть справедливыми между жёнами, хотя бы и хотели этого. Не уклоняйтесь же всем уклонением, чтобы не оставить её точно висящей» (сура «Ниса», аят 129).

Необходимо отметить, что многожёнство в Исламе требует взаимного согласия. Никто не имеет права принудить женщину выйти замуж за женатого мужчину. При нарушении мужем этого условия за ней сохраняется право расторгнуть брак. (Караман Х., 2008, с.241).

Моральная граница должна быть проведена не между моногамией и полигамией, а между обусловленностью и вседозволенностью. При отсутствии нравственных пределов и моногамия, и полигамия могут быть равно обращены во зло. Возвышает либо принижает только характер взаимоотношений.

О праве на развод

По исламским законам, правом инициативы развода обладает не только мужчина, но и женщина. Об этом ясно сказано в Коране (смысл): «А разведённые выжидают сами с собой три периода, и не разрешается то, что сотворил Аллах с их утробами, если они веруют в Аллаха и в последний день... И для них – то же самое, что и на них, согласно принятому» (сура «Бакара», аят 228). Здесь утверждается, что женщины по отношению к мужьям обладают такими же правами, как мужья по отношению к жёнам.

По Шариату женщина не может быть брошенной, а занимает положение, равное во всех отношениях положению мужчины, и имеет право либо потребовать достойного отношения к себе, либо потребовать от него развода. Инициатива развода исходит не только от мужчины, ею может воспользоваться и женщина, что в значительной степени ограничивает возможности мужчины быть несправедливым. Своим правом женщина может воспользоваться в любой момент, обратившись в суд.

Согласно морально-нравственному учению Ислама, основное внимание должно уделяться поддержанию стабильности семьи, поэтому, прежде чем прибегнуть к разводу, необходимо искать пути к примирению. Коран наставляет мусульман хорошо относиться к жёнам, даже в том случае, если чувства мужа к жене остыли (смысл): «Обращайтесь достойно с жёнами вашими. Если же неприятны они вам, то ведь может случиться так, что неприятное обратит вам Аллах во благо великое» (сура «Ниса», аят 19). Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Из всех дозволенных действий, развод более всего ненавистен для Всевышнего» (Сунан, Абу Дауд, № 2177).

Сложность бракоразводного процесса свидетельствует о том, что семейные отношения должны быть сохранены всеми возможными способами.

Мусульманский закон признаёт право на развод как за мужчиной, так и за женщиной, но определил способы, как сократить злоупотребления им. Право женщины в любой момент обратиться в суд и потребовать развода стало одним из способов её самозащиты, к которому при необходимости она может прибегнуть.

из газеты Ас-Салам