Не лепи горбатого!

07.10.2012



Не знаю, какие ассоциации возникают у читателя, но у меня после посещения этого центра возникло стойкое ощущение, будто я полностью погрузился в первобытную магию. Наши далекие пращуры лепили глиняную статуэтку или маску, изображающую больного, после чего это изваяние прятали в секретную комнату в храме, что обеспечивало дальнейшее здоровье. Причем, что интересно, изваяние делали намеренно более привлекательным, идеалистическим, лишенным ущербности и конкретных портретных черт больного. Практически то же самое мы наблюдаем и в методе Назлояна. Портреты получаются весьма приукрашенными, как бы стилизованными. Как тут не вспомнить о «синдроме Стендаля»?

Когда мы говорили о «синдроме Стендаля», то приводили факты, когда душа портретируемого словно бы вселялась в более совершенное изображение. По всей видимости, этот же эффект работает и в народных методах исцеления, когда намеренно создавалось идеализированное изображение больного. В такие изваяния вселялась уже не душа больного, а сущность болезни. Эта сущность, запертая в куске высохшей глины или в куске черного пластилина, как у Назлояна, являлась своего рода личным оберегом и хранителем человека.

Еще в былые времена был распространен такой способ изгнания болезни. По обнаженному телу больного, особенно вокруг больного места, водили куском глины, постоянно сминая его. После довольно утомительной и долгой процедуры этот кусок глины прятали в кувшин и закапывали в укромном месте. Вместе с «похоронами болезни» уходила болезнь. Конечно, можно догадаться, в чем здесь заключен целительный эффект. Глина хорошо сорбирует и вытягивает. Если долго возить глиной по телу, то можно отсорбировать через кожу много токсинов и шлаков. Впрочем, не все в этом методе сводится к такому простому объяснению. Древние считали, что человек болен не сам по себе, а что в нем «свила гнездышко» сущность болезни. Эту сущность и нужно выгнать. Посулами, уговорами и заговорами болезнь вгоняют в кусок глины и отлучают от тела больного. Глина является своего рода вторым телом – вторым обиталищем болезни.

Такое восприятие болезни выразилось и в другом старинном методе исцеления. Когда сильно болел ребенок, его на ночь привязывали к щенку. Утром ребенок выздоравливал, а щенок заболевал и умирал. Болезнь переходила от ребенка на щенка. Конечно, и собаку жалко, но ребенка жалко вдвойне – его удавалось спасти таким способом.

У взрослых больных знахари пытались изгонять болезнь иными способами. Например, знахарки и бабки шептуньи иногда отсасывали болезнь. Они припадали к больному месту и делали высасывающие движения губами и языком. После чего сплевывали в специальный горшок. Возникал эффект аналогичный тому, когда ставят банки. Сосуды в больном месте раскрывались, улучшался кровоток, через кожу вытягивались отработанные вещества. Как видим, болезнь действительно можно высосать. Практиковались также разнообразные поглаживания больного места, пощипывания, хлопки, сопровождающиеся причитаниями, заговорами. Все это позволяло эмоционально воздействовать и на самого больного, и на больное место уже посредством его психики. В результате застойные и воспалительные процессы исчезали.


Вас заинтересует