Метафизика ритма – 0,8

06.10.2012



Как ни парадоксально, но и ритуальные обряды включают в себя элементы ритмичных встряхиваний, например во время танца. Они совершаются в том же известном нам физиологическом ритме, что бег трусцой, ходьба и т. д. Кроме того, существует еще и явление подстройки, когда ритм работы внутренних органов подстраивается к внешнему ритму. Наглядно это проявляется во время шаманского камлания. Шаман стучит в бубен со средней скоростью 0,8 секунды, при этом сердечный и дыхательный ритм подстраивается под ритм ударяющей в бубен руки. В конце концов возникает обратная зависимость между ударом в бубен и сердечным ритмом. Как только шаман начинает бить в бубен сильнее и чаще, то и сердце начинает биться сильнее и чаще. В результате шаман вводит сам себя в ситуацию запредельного возбуждения. СНС работает в авральном режиме. После двух трехчасового неистовства наступает пауза, которая выражается в том, что обессиленный шаман падает в изнеможении на землю и у него в головном мозге возникает запредельное торможение. В этот момент проявляются признаки компенсаторного включения ПНС. В результате лежащий ничком шаман, находясь в бессознательном состоянии, провидит ситуацию, общается с небожителями. А если говорить на языке современной науки, то он находится во власти галлюцинаций.

Мы здесь не будем спорить, что на самом деле происходит с шаманом, то ли он в действительности посещает иной мир, который объективно существует, то ли его перевозбужденный мозг экстраполирует субъективные образы, которые называются галлюцинациями. Факт остается фактом: шаман находится в состоянии измененного сознания. Именно для того и было затеяно все предприятие. Находясь в таком состоянии, он узнает от духовных сущностей о судьбе, которая ждет его народ, о больных, о тех, кто умрет, а кто выздоровеет; о том, будет ли война и т. д. Конечно, материалисты будут говорить при этом, что шаман общается не с духовными сущностями, а со своим собственным мозгом, со своим подсознанием. Ну да ладно, этот спор не имеет отношения к излагаемому здесь предмету. Скажем здесь лишь, что и движения шамана во время камлания совершаются в знакомом нам ритме. Так, шаман неистово прыгает, бегает по яранге и даже плывет. Он на самом деле совершает ритмичные движения, характерные для пловца, когда переплывает реку забвения, которая отделяет мир живых от мира мертвых. Очевидно, для создания полной иллюзии в этот момент помощники перед шаманом колышут блестящую тряпку, которая напоминает блеск воды в реке.

Существуют и иные культовые техники, которые задают нужный ритм и отправляют души участвующих в ритуале к праотцам за советом. Так, знаменитый в Болгарии ритуал хождения по углям заключается в том, что ходящие по раскаленным углям пританцовывают особым образом и поют старинный напев. При этом огонь, температура которого на поверхности угля составляет около 700 °C, не обжигает. Очевидно, в древности этот ритуал служил не для развлечения многочисленных туристов, приезжающих в Болгарию, а являлся предтечей религиозного экстаза.

Весьма любопытно, что в русских селениях еще до революции сохранялся удивительный род народной забавы. Гармонист играл особый проигрыш, и под его аккомпанемент против всей ватаги деревенских мужиков бился один молодец. Под нужный ритм молодец этот делался поистине непобедимым. Он и выходил победителем. Вероятно, мы еще очень мало знаем о влиянии ритма на наше тело и о потенциальных возможностях организма.


Вас заинтересует