Девушка и смерть

06.10.2012



Известна фраза: красота – это страшная сила. Быть может, наши далекие пращуры, верящие в магию, специально не стремились создавать скульптурный дубликат лучше, чем оригинал. В этом был некий магический смысл. Душа, искушаемая новой весьма привлекательной формой, могла не выдержать искушения и вселиться в мурти. При этом покинутое тело начало бы чахнуть… Подобные случаи получили распространение во время рассвета искусства Ренессанса. Так, испанский живописец Гойя рисовал герцогиню Альбу. Она позировала ему для двух картин – «Маха одетая» и «Маха обнаженная». Уже во время работы над первой картиной окружающие стали замечать, что красота Альбы как то убывает. Однако когда герцогиня стала позировать мастеру обнаженной, то ее красота буквально воплотилась на полотне. При этом тело юной Альбы стало быстро увядать. Уже больная герцогиня подолгу сидела перед своими изображениями, любуясь ими. И ей становилось все хуже и хуже. Вскоре Альба умерла. И в момент ее похорон, по всеобщему признанию, краски на обоих полотнах заиграли с новой силой.

Странным образом эта история нашла свое художественное воплощение в рассказе Эдгара По «Жизнь в смерти». По вряд ли был информирован о судьбе прекрасной натурщицы Гойи. Тем не менее он вывел в своем рассказе однотипный персонаж. Он рассказал о художнике, рисующем свою жену. Рассказ начинается словами: «Она была девой редкой красоты», а заканчивается словами художника, обращенными к завершенному изображению своей жены: «Да, это сама жизнь!» Когда же художник наконец перестал любоваться созданным им шедевром и повернулся к своей жене, то увидел, что она мертва.

Подобного рода истории словно бы соединяют реальность вымысла с истинной реальностью. Так, многие наслышаны о загадочной улыбке Джоконды. Мона Лиза «живет» на холсте и улыбается своей неземной улыбкой не одно столетие. Однако мало кто знает, что Леонардо да Винчи так и не удалось завершить портрет. Мона Лиза скоропостижно умерла, чтобы продолжить жить в картине.

Аналогичная история произошла с Модильяни. Ему позировала студентка Жанна Эбютьен. Она стала любовницей мастера. Но, будучи на девятом месяце беременности, выбросилась из окна. Образ хрупкого и нежного создания навеки сохранили полотна Модильяни.

Эта магическая цепь событий получила продолжение и в наши дни. В 1996 г. американский художник Марк Квин нарисовал жену миллиардера Альфреда Хиггинса. Вскоре жена умерла. Безутешный супруг настоял на том, чтобы Квин запечатлел и его. После этого умер Хиггинс. Поползли темные слухи. Теперь у Квина дела идут хорошо. Он просто звонит очередному миллиардеру и как бы невзначай роняет, что решил написать его портрет или портрет его супруги. Миллиардер выкладывает кругленькую сумму только за то, чтобы он этого не делал. Бизнес есть бизнес.


Вас заинтересует